Базовый курс (В картинках)
































 

Памятка по эксплуатации

 

  1. Общие положения

1.1. При запуске двигателя не включайте стартер более чем на 30 секунд. Если двигатель не запустился, для повторного включения стартера сделайте перерыв не менее чем на две минуты. Если, при запущенном двигателе, горит контрольная лампа давления масла, следует немедленно заглушить двигатель и проверить уровень масла. Если причина падения давления масла не ясна или обнаружена течь – обратитесь на сервис Скания. Если загорелась контрольная лампа аккумулятора, немедленно заглушите двигатель и проверьте, не оборван ли ремень привода генератора. Работа двигателя с оборванным ремнем приводит к перегреву и возможной поломке.

1.2. Нельзя трогаться с места или продолжать движение, если горит хотя бы одна красная сигнальная лампа на панели приборов. Не допускается    управление автомобилем при мигающей контрольной лампе низкого давления в тормозной системе. Лампа мигает при падении давления ниже допустимого уровня. Немедленно остановите автомобиль и определите причину падения давления.

1.4. Регулятор оборотов двигателя не допускает работу двигателя с оборотами выше максимально допустимых (стрелка тахометра в красной зоне), однако, на спусках, при торможении двигателем или моторным замедлителем следите за тем, чтобы обороты двигателя не превысили максимально допустимых.

1.5.  Запрещено добавление дополнительных присадок к моторному и трансмиссионному маслам и легких нефтепродуктов к топливу. Используйте только такое топливо, которое соответствует экологическому классу вашего автомобиля (см. инструкцию по эксплуатации или обратитесь к дилеру Скания за консультацией).  Использование топлива с повышенным содержанием серы и другими отклонениями от стандарта может привести к серьезному повреждению двигателя.

1.6.  При подъеме автомобиля домкратом, последний можно устанавливать только в специально предназначенных для этого местах. Если домкрат установить неправильно, возможны повреждения автомобиля.

1.7. Нельзя вывешивать автомобиль с пневмоподвеской за передние кронштейны крепления реактивных тяг – они не выдержат боковых усилий, которые возникают при подъеме и эвакуации.

1.8.  При движении автомобиля или буксировании его другим транспортным средством двигатель должен работать, а педаль сцепления должна быть отпущена. В противном случае масляный насос коробки передач работать не будет, что приведет к выходу коробки передач из строя.

Нельзя буксировать автомобиль с неработающим двигателем более 500м (также, если автомобиль буксируется с целью запуска двигателя).

1.9.  Не включайте вспомогательную тормозную систему (моторный замедлитель или ретардер) на скользкой дороге.

1.10. Перед тем как заглушить двигатель необходимо дать ему поработать не менее 1 минуты на холостом ходу для предотвращения повреждения турбокомпрессора. Не нажимайте на педаль акселератора непосредственно перед выключением двигателя.

1.11. При преодолении бродов глубина последних не должна превышать 0,4 метра, в противном случае возможно попадание воды в редукторы ведущих мостов.

 


  1. Трансмиссия

2.1. Для троганья с места используйте только передачи нижнего ряда. Загруженный автомобиль должен трогаться с 1-й передачи, в противном случае есть риск повреждения деталей сцепления или их преждевременного износа.

2.2. Аккуратно трогайтесь с места после перераспределения нагрузки в случае, если нагрузка на ведущую ось превышает 13 тонн.

2.3. Передачи заднего хода и замедленная «С», должны использоваться только в сочетании с нижним рядом демультипликатора в КПП, иначе детали трансмиссии могут быть повреждены. При включении этих передач автомобиль должен быть неподвижен, в противном случае возможно повреждение коробки передач.

2.4. Если ведущие колеса оказались заблокированы (зарылись в грунт или попали в глубокую выемку), а также при буксировании другого грузового автомобиля в особо тяжелых дорожных условиях велик риск повреждения трансмиссии, либо изменение геометрии/скручивание карданного вала. Не пытайтесь самостоятельно выехать в таких условиях, используйте буксир.

2.5. Не допускайте буксование одним колесом (колесами любой ведущей оси с одной стороны) из-за риска повреждения дифференциала и главной передачи.

2.6. Не допускайте движение автомобиля на нейтральной передаче или с выжатым сцеплением даже непродолжительное время. Существует риск повреждения коробки передач.

2.7. Никогда не используйте блокировки дифференциалов на дорогах со стабильным (асфальт, бетон, укатанные ПГС) покрытием.

Блокировка межосевого дифференциала задней тележки (автомобили с 2-мя и более ведущими мостами) менее чувствительна к перегрузочным факторам, поэтому ее рекомендуется включать в первую очередь. Очень часто для преодоления трудного участка дорог вполне достаточно включить только эту блокировку. При движении по дорогам с нестабильным (грунт, песок, глина, снег) покрытием рекомендуется включать блокировку межосевого дифференциала задней тележки заранее, если есть риск пробуксовки ведущих колес. Блокировку межколесных дифференциалов рекомендуется применять только для преодоления участков тяжелого бездорожья, включайте ее заблаговременно и отключайте сразу после преодоления данного участка. При включении блокировок ни одно из ведущих колес не должно пробуксовывать. При включении блокировки в момент буксования неизбежна поломка зубчатой муфты включения блокировки. Чтобы исключить поломку дифференциала(ов), блокировку(и) нужно включать и выключать на месте или двигаясь на малой (до 20 км/ч) скорости при прямолинейном движении, с обязательным выключением сцепления. Имейте в виду, что при включении блокировки межколесного дифференциала управляемость автомобиля ухудшаются.

Если после выключения блокировки сигнальная лампа продолжает гореть, нажмите на сцепление, блокировка должна отключиться.

При торможении, если сработала антиблокировочная система, муфта блокировки межосевого дифференциала может отключиться автоматически, и сигнальная лампа погаснет. Включить ее можно повторным нажатием, при этом следует выжимать сцепление.

 


  1. Система автоматического переключения передач Opticruise

3.1. На автомобилях с автоматической системой переключения передач Оптикруз выбор передач осуществляется либо в автоматическом режиме, либо водителем через меню на панели приборов. Подробно этот процесс описан в Руководстве водителя.

3.2. При выборе стартовой передачи для КПП с системой Оптикруз, учитывайте состояние дорожного покрытия, уклон дороги и направление движения. При трогании автомобиля на слабонесущих грунтах, неровной дороге, при троганьи на уклонах или в условиях иного высокого сопротивления качению, необходимо включать 1-ю передачу. При особо тяжелых условиях можно использовать передачу «С» (см.п. 2.3.)

3.3. Для движения в стесненных условиях используйте режим маневрирования. Он включается совместно с 1-5 передачами переднего и передачей заднего ходя. Для включения этого режима нужно нажать на рычаг Оптикруз вниз и удерживать его в нажатом состоянии более 2 секунд. После активации на панели приборов рядом с номером передачи появится символ «m». При этом сцепление работает более плавно и допускает большее проскальзывание. Этот режим также может использоваться для раскачки автомобиля в случае застревания, после переходя на 6 передачу режим автоматически отключается.

3.3 Система Оптикруз не имеет защиты от перегрева сцепления. Она будет пытаться стронуть автомобиль с места даже если сцепление перегружено. Если на панели приборов горит контрольная лампа перегрева сцепления, немедленно прекратите попытки тронуться и дайте агрегатам остынуть. Перегрузка сцепления, если не принять меры к ее устранению, вызывает его выход из строя и повреждение сопряженных деталей. Наиболее вероятная причина – выбор неверной (слишком высокой) стартовой передачи, см. пп.3.1., 3.2.

3.4. В случае отказа системы автоматического переключения передач, включите аварийный режим работы и двигайтесь на станцию технического обслуживания Скания.

Для включения аварийного режима L выполните следующие действия:

а) остановите автомобиль и выключите зажигание;

б) нажмите на рычаг Оптикруз вниз и, удерживая его, включите зажигание;

в) после сигнала отпустите рычаг и снова нажмите на него;

г) если режим включился, на панели приборов появится символ NL;

д) включите режим D или К, при этом включится 1-я передача;

е) нажмите на педаль газа и включите стартер, автомобиль начнет двигаться на стартере и

двигатель запустится;

ж) переключайте передачи вручную с помощью рычага системы Оптикруз;

з) для остановки включите нейтраль (N) и заглушите двигатель.

Для последующего троганья с места выполните пункты а)-з) снова.

 


  1. Электрооборудование

4.1. Не снимайте любую клемму с аккумулятора и не отключайте главный выключатель аккумуляторных батарей при работающем двигателе. Не путайте подсоединения аккумуляторных батарей. Генератор и другое электрооборудование в этом случае немедленно выходят из строя.

4.2. В качестве внешнего источника электропитания при запуске двигателя могут быть использованы только дополнительные аккумуляторные батареи путем их параллельного подключения к штатным (см. инструкцию водителя). Сетевой выпрямитель или иные устройства для запуска двигателя могут подать повышенное напряжение, что приводит к выходу из строя электронного оборудования автомобиля!  Ни в коем случае после запуска двигателя не отсоединяйте клемму от штатной батареи.

4.3. При необходимости осуществления зарядки АКБ большим током следует снять клеммы, соединяющие АКБ с электроцепями автомобиля. Если клеммы останутся на батареях, существует риск повреждения блоков управления в автомобиле.

4.4 Используйте предохранители только соответсвующего номинала силы тока.

 

  1. Эксплуатация автомобиля в условиях низких температур

5.1.  При температурах окружающего воздуха ниже +5оС утеплите интеркулер. Таким образом интеркулер прогревается теплом радиатора, что позволяет предотвратить образование и замерзание в нем конденсата. Если интеркулер не был утеплен, он может быть полностью заблокирован конденсатом; это приводит к падению мощности и черному дымлению, возможно также повреждение интеркулера. Перед запуском двигателя растаявший конденсат должен быть полностью удален из интеркулера, иначе возможен гидроудар.

5.2.  Для того, чтобы быть уверенным в подготовке Вашего автомобиля к зимнему периоду необходимо обратится на ближайший сервис Скания с целью проверки системы вентиляции картера и автомобиля в целом, а также провести другие рекомендуемые дилером работы.

5.3.  Фирма Скания не рекомендует оставлять на длительное время автомобиль с включенным и работающим в режиме холостого хода двигателем (данный режим работы является исключительным, и завод не будет нести ответственность в случае повреждения двигателя из-за падения давления масла). Однако, если в исключительных случаях это все же приходится делать, рекомендуется на сервисной станции Скания установить дополнительное оборудование для автоматического глушения двигателя при падении давления масла. Также рекомендуется повысить частоту вращения двигателя до 700 – 800 об/мин для поддержания рабочей температуры.

5.4. Для предотвращения обмерзания, в отводящем патрубке системы вентиляции картерных газов, имеется технологическое отводное отверстие, которое не рекомендуется закрывать.

 


  1. Правила обращения с системой каталитической нейтрализации выхлопных газов SCR

6.1. Не рекомендуется эксплуатировать автомобиль с низким уровнем реагента AdBlue в баке. При попадании в заборник воздуха реагент кристаллизуется и дозирование прекращается. Очистка системы от кристаллов реагента – операция трудоемкая! (при наличии функции NOx control это приведет к снижению крутящего момента двигателя на 40%).

6.2. После выключения зажигания система SCR продувается сжатым воздухом, сливая реагент обратно в бак, в течение около 80 секунд. Отключать электропитание (выключателем «массы» или снятием клеммы АКБ) в это время не рекомендуется, т.к. это приводит к кристаллизации реагента в системе.

6.3. Не допускайте попадания дизельного топлива, бензина или масел в бак, предназначенный для реагента.

6.4. Температура корпуса катализатора при работе двигателя на режимах большой мощности может превысить 300оС. Избегайте попадания горючих веществ (деревянных предметов, сухой травы и т.п.) на корпус катализатора.

6.5. Блок управления SCR может быть поврежден бросками питающего напряжения. При необходимости проведения на автомобиле или присоединенном прицепе электросварочных работ все электрические разъемы системы должны быть расстыкованы.

6.6. Избегайте заполнения бака реагентом более чем на 80%. В связи с большим коэффициентом температурного расширения реагента, возможно его вытекание через вентиляцию бака.При блокировании вентиляции бака кристаллами реагента происходит его растрескивание.

6.7. Возникновение неисправностей в топливной системе, приводящих к неполному сгоранию топлива вызывает сгорание катализатора. Поэтому при подозрении на появление неисправности (снижение мощности, черное дымление) следует немедленно обратиться в мастерскую, чтобы избежать более дорогостоящего ремонта.

 


  1. Действия при буксировке

Для предотвращения повреждения агрегатов трансмиссии, при буксировке автомобиля с неработающим двигателем на расстояние более 500 метров, необходимо отсоединить карданный вал от главной передачи.

 

  1. Особенности эксплуатации полноприводных автомобилей Scania (4х4, 6х6 и 8х8)

При движении по дорогам с покрытием хорошего качества необходимо включить высшую передачу в раздаточной коробке. Однако, перед съездом на бездорожье необходимо включить пониженную передачу заблаговременно. Запрещается переключать передачи раздаточной коробки в движении.

На полноприводных автомобилях (4х4, 6х6 и 8х8) отключать в раздаточной коробке привод ведущих колес только при необходимости буксировки автомобиля.

 

  1. Работа с отбором мощности

9.1. При включении механизма отбора мощности типа EG (от коробки передач), автомобиль должен быть неподвижен. Не производите включение и выключение механизма отбора мощности под нагрузкой. Не производите переключение передач в момент, когда механизм отбора мощности находится под нагрузкой. При включении и выключении отбора мощности выжимайте сцепление.

9.2. Перед включением и выключением отборов мощности типа EК и ED (от двигателя) двигатель надо выключить.

 

  1. Работа с гидросистемами

 

  • Всегда уточняйте, какой тип жидкости используется в гидросистеме вашего автомобиля.
  • Если температура жидкости ниже не более, чем на 5 градусов, чем указанная в таблице низшая температура для соответствующего типа жидкости, необходимо использовать процедуру «холодного старта» (см.ниже)
  • При температурах ниже предельной для данного типа масла возможно разрушение насосов и повреждение уплотнений гидроцилиндров
  • При превышении максимальной допустимой температуры масла его смазывающие свойства ухудшаются и это приводит к ускоренному износу деталей насоса и уплотнений
  • Не допускается смешивание масел разных типов и производителей

 

Процедура «холодного старта»

При температуре гидравлической жидкости не более, чем на 5 С° ниже низшей температуры, указанной в таблице для соответствующего типа жидкости, поступайте следующим образом:

  1. При работе двигателя на холостом ходу включите отбор мощности для того, чтобы обеспечить предварительный прогрев рабочей жидкости.
  2. Начинать разгрузку можно не ранее, чем через 1 минуту, после включения отбора мощности. Избегайте значительного увеличения оборотов двигателя при разгрузке.
  3. Если температура жидкости ниже более чем на 5 градусов указанной минимальной разрешенной температуры (табл.) – включать отбор мощности нельзя, поскольку есть риск повреждения системы. Замените рабочую жидкость в соответствии с температурой окружающего воздуха.

 

При частых циклах загрузка - разгрузка рабочая жидкость в системе может существенно нагреваться, что может привести к повреждению гидросистемы при высоких температурах окружающего воздуха. Учитывайте это при планировании работ в жарком климате (колонка «Максимальная температура (С°) при которой разрешен старт гидросистемы»).

 


----------=====ПРОЙТИ ТЕСТ=====----------